Автор: Юрген   

1000. Деревенскими  дорогами Финляндии.


   Принято считать, что для подготовки к прохождению такой дистанции необходимо проехать всю серию менее протяженных бреветов: 200, 300, 400, 600 км. В целом мной были пройдены все дистанции кроме 600-ки. Впрочем, она с лихвой по общему объему компенсировалась тремя официальными двухсотками весной, плюс несколько выездов на дистанции от 150 до 200 км в режиме групповой скатки, и одиночные поездки. И Таким образом 1-2 тренировки на 50 км в середине недели, длинное мероприятие в выходные – таков был мой ход подготовки к бревету на 1000 км. В итоге накат перед мероприятием составлял почти 4 тысячи километров, что в целом оказалось вполне достаточно. Понимание специфики ночного старта и режима передвижения в первый день я получил, проехав бревет «Владимирский» на 400 км, а закалку для езды в холод и дождь со снегом на 300-ке «В Ярославль через Углич».

   За сутки до старта на всеобщее обозрение была выложена легенда: balticstar.spb.ru (копия) и стало понятно примерно, что нас ждет. Всю дистанцию организаторы условно разбили 2-мя спальными КП. Получилось 3 отрезка: 470, 320 и 210 км. Для себя запланировал первый отрезок проехать не менее чем за сутки, потом сон, и, затем, остальные 530 км как пойдет. Забегая вперед скажу, что план на первый перегон я даже смог перевыполнить, если не ошибаюсь с опережением примерно на 1 час.

Экипировка.

   По факту вышло, что я взял на бревет несколько больше одежды, чем понадобилось. Дело в том, что метеорологи обещали в эти дни достаточно дождливую погоду, поэтому несколько смен сухой одежды были бы весьма кстати. Однако, отмечу, что мы попали под дождь единственный раз – еще на территории России, невдалеке от Костомукши. Второй день был пасмурный и холодный, ну а третий просто идеальный для езды.

Старт.

   Был безмерно счастлив доехать до Беломорска. Сутки в поезде, где я пытался выспаться впрок, тянулись как-то слишком неспешно. Периодически начинался  мандраж – у меня всегда так перед дистанцией, которую еще не ездил. Но вот, наконец моя остановка, которую чтоб не пропустить я ждал не менее получаса уже практически полностью одетый в марафонскую одежду. На станции встретил Женю Славнова, который, оказывается, ехал тем же поездом, только в хвосте состава – потому мы и не пересеклись. Через полчаса, следующим поездом подъехала основная часть марафонцев. Итого, на старт приехали шестеро смельчаков. Из нас только Алексей (Bomber) из Петрозаводска ехал лишь до границы – у него не было визы. Таким образом, Финские километры накручивали пятеро марафонцев: Игорь и Петр с Украины, я и Женя из Московского региона и, конечно, легендарный Kampi – Михаил Каменцев – он же организатор марафона и президент клуба «Балтийская звезда». На вокзале переоделись, заправили фляги, лишние вещи положили в камеру хранения (их потом заберет Витя Шульц с машиной сопровождения), получили легенды, выехали к берегу моря.

1 день.

   Жителя центральной России белые ночи приводят в полное замешательство. 28 июня, время 1 ч 40 мин. Светло как в обычный пасмурный день. Причем светло настолько, что передний свет я в результате все 3 дня марафона возил как балласт.

   Берег Белого моря. Табличка «Выход на лед запрещен», злобная мошка, последние приготовления, мандраж проходит – в голове только одно беспокойство – в местном круглосуточном магазине мне не удалось купить бананов – моей самой привычной еды на марафонах. Остальное все кажется уже мелкими деталями, вдали сверкают молнии, нам предстоит держать путь в сторону свинцовых туч. «Все нормально» - утешаю себя, вымокну – переоденусь на КП.

   Поехали неспешно. Непривычная скорость 23-25 км/ч. Все кроме меня уже имели опыт прохождения подобных дистанций, однако я прекрасно понимал, от того, насколько быстро проеду первую часть (470 км) зависит сколько я посплю перед следующим перегоном. Решил взвинтить темп.  Скорость поддержал Алексей, с которым и проехал парой первые 200 км. Впрочем, ехали мы ненамного быстрее преследователей – примерно в 15 минутах, очевидно, они ускорились после того, как мы ушли вперед.

   Дороги очень разные. Федералка М18 могла бы быть и лучше, а вот отворотка на Костомукшу изобиловала отрезками от почти гравийки с воспоминаниями от асфальта, до идеального покрытия европейского уровня. Судейская машина не успевала догонять, магазинов там один на 80 км. Поэтому автозаправка возле п. Тикша, где из съестного только сникерсы с кокаколами, была просто подарком судьбы. В этом месте нас с Бомбером добрали остальные участники марафона и дальше до границы ехали, растягиваясь не более чем на километр – в основном из-за рельефа. У всех разная привычка заезжать в горки, да и вообще поддерживать темп. Потому групповой работы не получилось. В Коостомукше пообедали, нас немного проводил Алексей, потом поехал на вокзал.

   Проехали еще десяток километров и  приготовились объяснять финским пограничникам цель нашего визита и как мы сможем проехать столько на велосипедах. Удивление, правда, сдержанное было, но без лишнего любопытства. Практически сразу на территории Финляндии начался рельеф. В горки заезжал преимущественно стоя – так казалось легче и быстрее, хоть пульс и подскакивал до 145-150 ударов. А на ровном сердце телепалось в районе 125. На рельефе вскоре отстал от всех, поехал не торопясь, как мог.

   В KUHMO догнал Мишу, а потом мы увидели и Петра с Игорем. Оказалось, что у последнего разболелось колено и он принял хоть и досадное, но совершенно правильное решение о сходе. Выпил кофе, поехал дальше. К этому времени в лидеры вырвался Женя, и стало понятно, кто на этом мероприятии станет быстрейшим рандонером. Последние 100 км перед первой ночевкой помню как в тумане. Спуск-подъем, спуск-подъем, озера то справа, то слева, редкие машины.

   Хочу сказать, что извилистость маршрута мне очень сильно помогла преодолеть эту 1000 чу. Психологически легче делить дистанцию от поворота до поворота. Говоришь себе: «Ну вот, сейчас 23 км до поворота направо, там передохну и посмотрю в легенду». Таким образом, дистанция кажется не длинной вереницей километров, а сравнительно небольшим количеством отрезков по 20-30 км.

   В спальном кемпинге оказалось, что Женя приехал примерно на 40 мин раньше меня, а Петр с Мишей еще не доехали. Витя накормил вкуснейшей гречневой кашей с тушенкой, подъехали остальные и мы залегли. Уснуть не мог долго, около часа, потом все же провалился, но слишком чутко и нервно для человека, почти сутки ехавшего на веле.

2 день.

   Будильник. 6 утра. Просыпаюсь первым, бужу остальных. Перекус. Народ раскачивается очень медленно. Выезжаю первым. Колени не болят, мышцы не в тонусе, но вполне рабочие, не закислились. Начинаю потихоньку, 23 км/ч. В течении часа разогреваюсь,  пытаюсь набрать темп близкий к вчерашнему. Нужно проехать 320 км. Опять пытаюсь в горы заезжать стоя. За этим процессом меня обгоняет Женя и предупреждает, что надо бы спокойнее – «Уторчишься, но, впрочем, это твое дело». К середине дня я и впрямь «уторчался», общее состояние – сейчас упаду,  «проклятые  финские холмики», в полном отчаянии доезжаю до КП 6, где кафе, шведский стол и другие радости жизни. Коллеги говорят, что Женя уже далеко, его не видели, и пока я релаксирую Миша с Петром уезжают. Еду дальше.  Пытаюсь взбодриться, упражняюсь в рифмоплетстве:




Меня согревают финские скалы,
И ветер пытается остановить
Уж не пора ли тихонечко «слить»?
Сначала доеду до Рутаваары.





   Примерно в 30 км до палатки прямо передо мной дорогу переходит лосиха с лосенком. В лес уходят спокойно, с чувством собственной финской значимости. Последние километры перед палаточным КП особенно тяжелы. Стало холодно. Одел на себя все, что было. На ходу закрываются глаза, бью себя по щекам, чтоб проснуться, кончается вода, бананы съедены, рельеф издевательский, едва не проехал припаркованный у обочины красный «Фольксваген» Вити. Вот и палатка, горячий чай, остывшие макароны и забытье примерно на 2 часа. Петр решает ехать дальше без отдыха, набирает еды и воды едет дальше. Вот монстр. Проваливаюсь.

3-ий день.

   Подъем, меня бьет озноб, пью горячий чай с бутербродами. Аппетита нет.  К тому времени машина сопровождения уже уехала к финишу, чтоб обеспечить отсечку Жене. Он доехал до последнего КП, как выясниться позже, около 7 утра 30 июня. Собираемся ехать. Миша обнаруживает, что спустило переднее колесо, я уезжаю вперед. Прихожу к пониманию, что последние 200 км я точно проеду, пусть и медленно. Решаю ехать не торопясь в туристическом темпе, и не выжимать из себя последние соки. 2 раза засыпал на полчаса прямо на обочине. Около часа просидел в кафешке. Хоть и хотелось быстрее доехать, но находил в себе силы остановиться поглазеть на финские пейзажи.

   На последних 50 км просто издевательский рельеф, один раз даже поднимался пешком. Вот и финишный кемпинг. Встречает уставший от автокилометров  Витя Шульц, который рассказал, что Женя Славнов финишировал в 7 утра, посидел немного и поехал в Выборг своим ходом. Еще 120 км! Вот биоробот! Днем на финиш приехал Петр, который вторую ночь не спал, я приехал третьим, в 18-45, а еше через пару часов финишировал Миша. По моим подсчетам время прохождения дистанции 65 ч 05 мин. Наш героический волонтер рассказал мне, что возил Кампи насос. Его насос сломался. Проколовшись, он не смог воспользоваться своим. Только поэтому я обогнал президента «Балтийской звезды».

   Ночь провел в кемпинге, позднее подъехала и Мишина семья и утром его теща отвезла меня до границы, за что огромное ей спасибо. Потом еще 35 км до Выборга. Там автобусом добрался до Питера, прокатился по Северной столице, на поезде до Москвы и этим же утром отправился на работу. Этот отчет пишу через три дня после финиша. Пока остается небольшой дискомфорт в коленях и в голеностопе правой ноги. А еще сниженный тонус и сонливость. Надеюсь скоро пройдет. Где-то читал, что организм после таких нагрузок восстанавливается не менее месяца.




Впечатление от Финляндии.

   Без преувеличения Финляндия – это страна-картинка. Все пейзажи и виды как будто специально адаптированы под фото с рекламного проспекта. Дворики жилых домов просто вылизаны. На обочинах нет ни одной соринки искусственного происхождения. Только один раз видел свалку у дороги. Аккуратно сложены были старые холодильники и телевизоры и другая техника. Причем есть подозрения, что почти все это в рабочем состоянии. Хвойные леса, озера, холмы, скалистые выступы на обочинах, в тех местах, где особо крутые  подъемы были срезаны при прокладке дороги. Крайне небольшой трафик, исключительно вежливые водители. Особенно на тех дорожках, которые одновременно имеют статус велосипедных. На них педальный двухколесный имеет почти такие  же преимущества как президент на «рублевке». И конечно, общую  сюрреалистическую картинку завершают северные белые ночи. Которые очень даже помогают круглосуточному передвижению. Финский рельеф впечатляет. По словам Миши Каменцева, он почти не уступает перепадам на знаменитом бревете Париж-Брест-Париж.

   Много велосипедистов. Как туристов с объемными «велоштанами», тренирующихся спортсменов-шоссейников, так и просто покатушечников. Особенно часто встречал коллег в последний день. Видимо, северная часть маршрута населена меньше, чем южная. Что касается марафонов, преимущественно прохладная погода делает длинные велопробеги более комфортными для человека, плохо переносящего жару. Вобщем, в будущем постараюсь побывать в стране 1000 озер еще и еще.




Рюкзак-заплечник.

   Ради эксперимента проехал весь марафон с рюкзаком на своем шоссейнике. Вес груза примерно 4 кг. Вез на себе примерно половину всего барахла. Остальное везла машина сопровождения. Вопреки распространенному убеждению рюкзак не стал причиной болей в спине или других неприятных ощущений. Все нормально перенес. И даже дискомфорта не почувствовал. Этот эксперимент поставил для понимания и планирования в будущем полностью автономных марафонов, которые организует, например, клуб ВелоРостов. Впрочем, совсем отказываться от багажника может и не следует. Особенно для тех мероприятий, куда придется брать палатку-спальник-пенку...




Некоторые выводы:

- проехать дистанцию в 1000 км интересно, но вероятнее всего желательно не более одного раза в сезон. Это слишком большая нагрузка на организм;
- традиционные методы поддержания организма в тонусе себя оправдали и на этой дистанции: обильное питье с регидроном, бананы, мучное, плотная еда вечером, перед сном, 2 плотных обеда днем в 1-ый и 2-ой дни я съел исключительно за компанию;
- вторую ночь надо спать не меньше чем в первую, все равно придется добирать нехватку сна на обочине;



P.S. от Кампи: "колесо я накачал раздобыв насос у местных жителей, уже потом мне Игорь отдал свой, чтобы я был спокоен".




© Андрей Дружинин (Юрген)
2009год.

фотографии использованые в материале
принадлежат разным авторам


 



Последние материалы
Самые читаемые