Особенности езды на длинные дистанции. Владимир Семёнов.

Владимир СемёновЧто есть длинная дистанция? Любой, имеющий опыт в подобных вещах, подтвердит, что 200 км. – спринтерский заезд. Для него не требуется особой подготовки, просто сел и поехал. Сил все равно хватит. Если появилось желание прокатиться куда подальше, то вот здесь как раз и стоит подумать, как распределить силы, время на отдых, когда перекусить и т.д. и т.п.

Как начиналось у меня лично… В первый год участия в веломарафонах все заезды проходили по обычной схеме:

на 50-60-ом километре легкий кризис, вызывающий остановку на отдых и перекус (сидя на обочине), далее небольшое привыкание и до конца дистанции спокойная езда с остановками по требованию различных систем организма (опорно-двигательной, пищеварительной, сонной, ленивной). Каждая такая остановка занимала от 10 до 20 мин., что в сумме давало несколько часов зря просиженного на обочине и в автобусных остановках времени. Особенно много отнимал отдых на развороте, иногда до часа и более. Выбор еды был далеко не оптимальным, – пытался возить с собой тушенку, колбасу и т.п. Чистая средняя скорость (не считая времени остановок) порядка 25 км/ч. Используемые передачи тоже жизнь не облегчали. Ездил на наборе 51-48/13-17. Скатался 300 км. на Шалю (кто был, рельеф представляет). Результат, боль в коленях, заставил задуматься и перейти на 51-40/14-24. Заметно полегчало. Хотя оставался психологически не воспринятым такой нюанс, как достаточно высокая и стабильная частота педалирования. Ее величина для каждого индивидуальна, но очевидно одно, что в гору с большой частотой на легкой передаче ехать во много раз приятнее, чем ворочать тяжелую с маленькой частотой.

Накопление опыта привело к пересмотру технического оснащения велосипеда - перешел с трубок на клинчера, установил трещотку 14-28 и т.п. Подверглось ревизии содержимое подрамной сумки, тяжелые жиры заменялись углеводами (шоколад, конфеты). Остановки со сходами на обочину заменились остановками прямо на дороге, не перекидывая ногу через раму. Наметилась некоторая экономия времени. Параллельно проводились эксперименты по перекусыванию на ходу. Важное замечание – необходим достаточный запас воды! Жалкое зрелище – сушеный мужик под палящим солнцем с единственной опустевшей фляжкой 0.5 литра. Конечно, можно заезжать в попутные кафе и деревни, набирать воду, но время-то идет! Лично мне в не очень жаркую погоду на 200 км. хватает 1-1.5 литра. В результате всех этих мероприятий стало сокращаться время прохождения дистанций, расти средняя скорость и удовольствие от поездки.

Вопрос облачения также немаловажен. Сразу же главный вывод – не стоит пытаться найти что-то лучше специальной велосипедной одежды. То, что у вас поверх эпидермиса, должно держать тепло в холод и отводить в жару. Справка – в холодную погоду на обогрев тела расходуется до 60 % выделяемой в организме энергии. Тут надо задуматься, стоит ли отапливать Свердловскую область последней печенинкой, с трудом пережеванной стучащими от холода зубами. Перегрев не менее вреден для организма (тут все ясно). Заметка – велошлем прекрасно защищает голову от солнца, гораздо лучше, чем кепка. Кстати, четыре основные зоны утечки тепла в одежде: 1. Воротник, 2. Манжеты на рукавах и кисти рук, 3. Поясница, 4. Манжеты на ногах и, собственно, мокрые ноги. Герметизация этих мест резко повысит комфорт в поездке.

Вопрос технического состояния нижней части вашего тела (велосипеда) решается однозначно по формуле: Надежность = вложенные деньги + руки откуда надо + время на ТО и ТУ.

Один из определяющих для меня успех марафона моментов, это вопрос использования различных поддерживающих средств: глюкоза, витаминные комплексы, спортивные напитки. Глюкоза есть чистая энергия в том виде, в котором она переносится в крови к работающим мышцам. Поэтому ее употребление позволяет поддержать силы при наступлении известного феномена непринятия пищи организмом при больших нагрузках. Буквально в этом году начал использовать янтарную кислоту. Известное студенческое средство от засыпания и против утомления. Первый раз применил зимой после изнурительного пробега на лыжах. Утром об этом мероприятии напоминали лишь слегка влажные лыжные ботинки – мышцы так и не смогли внятно объяснить, куда девалась молочная кислота, которая обычно после такого присутствовала в них в больших количествах. Последние два марафона (800 вокруг Ладоги и 400 км.) применял янтарную кислоту в сочетании с витаминами «Макровит». На Ладоге результатов полностью не осознал, хотя потом сделал выводы, что спать я не хотел вовсе. Т.е. я зря потратил 2 часа на КП 380 км. и час на КП 600 км.

Владимир СемёновПоследняя четырехсотка 14 июля получилась наиболее удачной во всех отношениях. Я на ней установил три личных рекорда: 200 км. – 6 ч. 30 мин., 300 км. – 10 ч. 25 мин. и 400 км. – 13 ч. 59 мин. (могло быть лучше, – на обратном пути после Невьянска попал в метель с градом и молниями, в этот момент скорость падала до 25-27 км/ч). Что было мной предпринято: удалось продержаться за Васей Мальцевым 145 км., первая остановка для дозаправки водой была сделана только через 130 км., никаких сидений на лавочках и лежаний на травках, еда только на ходу, никаких лишних остановок. Интересные ощущения – на фоне общей усталости в мышцы приливает как бы посторонняя энергия. Уже будучи на обратном пути, неоднократно впадал в состояние медитации, т.е. не замечал, как кручу педали, в голове совершенно отвлеченные темы, либо просто бессмысленное созерцание окрестностей, а скорость при этом держалась 30-35 км/ч. Из еды с собой имел полкило овсяного печенья. Янтарную кислоту употреблял из расчета два «колеса» на 100 км. «Макровит» – 3 шт. за все время марафона. Сна, опять же, ни в одном глазу. Следует предупредить, что, судя по всему, после марафона с использованием таких медикаментов, получается более длительный период восстановления, т.к., очевидно, идет сдвиг усталости на более поздний срок и выкачивание сил из организма. Хотя это не факт, т.к. еще нет достаточно статистики. Но, тем не менее, лучше спать в кровати после марафона, чем за рулем во время.

Основные выводы по всему вышесказанному:

1. Для устойчивости на горизонтальной поверхности тело должно иметь как минимум три точки опоры. В нашем случае это будут: 1. Физическая подготовка. 2. Психологическая подготовка. 3. Готовность техники. Ослабление любой позиции ведет к нарушению или даже потере равновесия всей системы, называемой веломарафонец. Это общие пространные соображения, дальше более конкретные.

2. Остановок должно быть как можно меньше (желательно только на КП). Следует, также, стремиться совместить максимально возможное количество дел за время одной остановки.

3. Стараться создавать легко доступные запасы правильной (углеводной) еды для питания на ходу с расчетом километров на 100. Пополнять их из дальних заначек во время редких остановок. Иметь достаточно воды – 2-3 литра. Особенно в жару.

4. Одеваться по погоде. Лучше зря свозить с собой ветровку, чем потом мерзнуть. На 600 км. в 1998 году своими глазами видел людей синего цвета на велосипедах (они были в майках, а температура была около +10 и шел дождик). Это были те, кто поверил метеосводкам. Есть очень хорошее высказывание: «Нет плохой погоды – есть плохая одежда».

5. Иметь с собой достаточно денег на всякий случай.

Найдите ответ на вопрос «А, собственно, зачем мне все это нужно?» (может возникать в плохую погоду, от упадка сил и т.д.), либо вообще не задавайте себе такой вопрос. Полная ясность по этому пункту и есть основа психологической устойчивости веломарафонца.

7. Не выезжайте на непроверенных узлах и деталях (особенно советских). Лично я из инструментов вожу только ключ для спиц, хотя знаю людей, у которых с собой разве что рамы запасной нет.

Вот вкратце и все.

Вопросы и критику можно отсылать сюда: otool@vgok.ru
 



Последние материалы
Самые читаемые